МО. Долгопрудный, Водник, Труд, Аврора. Почетный МС, Чемпион СССР (Звёздник,1966). четвёртое место на Чемпионате Европы (1967). Неоднократный победитель и призер Всесоюзных, Всероссийских и международных соревнований(в классах «Звёздный» и «Катамаран Торнадо» (трёх-х кратный призёр чемпионатов СССР, 5-ти кратный чемпион России, 7-ми кратный чемпион Москвы (в классе «Звёздный», 3-х кратный чемпион Москвы в классе «Торнадо», неоднократный призёр чемпионатов СССР, России, ЦС ДСО «Водник» в классе «Торнадо»), судья РК. Мастер по пошиву парусов. Конструктор, создавший Звездники не уступающие по своим ходовым качествам лучшим заграничным образцам. Прирождённый тренер. Член тренерской бригады СДЮШОР Московского яхт-клуба «Труд» (1972-1978 г.г.). Лучшая парусная школа в СССР по линии ЦК ВЛКСМ. Победителем первенства СССР (Д.Берёзкин) стал на «Оптимисте», построенным В. Скачковым. Многих результатов воспитанники школы добились на судах построенных, или восстановленных В. Скачковым. Такие спортсмены, как Рвалов Л.С., Белов Г.В.,Шилов О.И. добились высоких результатов при участии В.А. Скачкова. Особенно О.Шилов достиг высоких спортивных результатов благодаря квалифицированной помощи Скачкова В.А. Прирождённый конструктор, замечательный гонщик. Конструктор не только яхт, но и прекрасных парусов. Легко стал ЧСССР на звёзднике собственной постройки. Только его Звёздники и звёздники Васильева В.В. могли на равных конкурировать с лучшими мировыми фирмами (например Олд Гринвич).
родился в Москве. Шестой ребенок в семье. Мастер спорта СССР.
Во время Великой Отечественной Войны в 1942 году с 14 лет работал электриком на Дербеневском химзаводе им. Сталина. После войны продолжил учебу.
Образование: Речной техникум (1945-1949) – 4 года, после техникума распределился на завод ХМСЗ (Долгопрудный) в цех Топливной аппаратуры.
Учился в филиале Ленинградского института водного транспорта (инженер) – но не закончил.
Как попал в парус: еще в речном техникуме туда пришел Гужиловский (директор Водника, он же тренер) набирать парней в клуб. Виктор записался и стал ездить, жить в клубе с ребятами из своего техникума, чтобы туда-сюда не мотаться из Москвы.
Армия. 1950 году ушел в Советскую Армию. Из-за небольшого роста был распределен в танкисты, но на сбор пришел в форме, сказал, что речник и хочет во флот. Уехал в Севастополь служить в Черноморский флот. 3 года служил. Вернулся в декабре 1953 го обратно на завод в свой цех.
Завод: Работал большую часть своей трудовой деятельности в цеху Топливной аппаратуры на Хлебниковском судоремонтном заводе, в должности: то технолога, то начальника цеха. Постоянно уезжал на соревнования и в целях воспитания директор завода Яков Гунин его туда-сюда на этих должностях менял. Зависело это от выполнения плана. Гунин был к нему благосклонен, когда надо было его отпускал, поэтому пока Виктор числился в сборной СССР - работал на заводе.
ВОДНИК - Спортивная «Карьера» Виктора, так же была связана с заводским клубом «Водник», гонялся он за этот клуб. С временем в Воднике связаны все самые яркие моменты в спортивной жизни Виктора: многочисленные соревнования, постройки и конструирование яхт, пошив и перешив парусов, переделки в вооружении начались именно в этот период и продолжились на протяжении всей его жизни..
Основные конкуренты в классе «Звёздный» тогда на уровне страны: Тимир Пинегин – ЦСКА, Москва, Владимир Васильев – Ленинград, Мирохин – Ленинград.
Достижения: 5 яхт класса «Звездный» спроектировал и построил. Они остались в Воднике, потому что строились на деньги ЦС Водник на Таллинской судоверфи под Скачкова по индивидуальному проектам, который он конструировал сам. Лодки: Mars 1,2,3,4 (самая удачная яхта), Добро (одна из самых хороших).
С парусами у всех тогда было бедно, гонялись на парусах из х/б ткани, Виктор с этим не мерился и сам шил и перешивал паруса. Бульбу переставлял за ночь – шпаклевал и на воду, экспериментировал постоянно. Эта его способность с течением времени обросла байками, как он не видел препятствий в поисках скорости лодки. Усовершенствованием матчасти тогда тоже мало кто занимался. Постоянный поиск лучшей скорости, лучших форм и обводов. Виктор проводил испытания своих яхт в гидродинамической трубе МГУ, если была возможность, консультировался с инженерами и корабелами. Имеет патент «Способ профилирования поверхности паруса».
Результатом его изыскательского ума стала победа 1966 году в чемпионате СССР на одной из своих яхт. Он обогнал конкурентов, Тимира Пинегина, всегда гонявшегося на иностранных яхтах и Владимира Васильева. Виктора поставили в сборной на стипендию.
Звездныйчас
В 1968 году Виктор выиграл Первенство Московского флота класса яхт «Звездный» у Тимира Пинегина на Московской воде. Олимпийского чемпиона 1960 года в том же классе.
Что давало ему возможность ехать на чемпионат Европы от Московского флота (такая традиция в это классе). Проводился чемпионат Европы в Марокко.
Матроса Евгения Жукова не пустили заграницу, он работал на военном заводе. Поскольку Пинегин не ехал, Виктору дали матроса Пинегина – олимпийского Федора Шуткова.
Неожиданно для многих Виктор шел отлично до последнего дня гонок. В последней гонке регаты финишировал первым, залп из ракетницы с финишного судна, знаменовало победу и золото Европы. Но когда сборная СССР принимала поздравления, Виктор узнал, что с последней гонки его сняли, как сняли и с пьедестала. Закулисные игры против советского спортсмена сделали его четвертым в турнирной таблице.
Но и этот 4ый дебютный результат можно считать хорошим. Он отталкивался от уверенности, что нашел хорошую скорость своей лодки и самолично пошитых парусах.
После Марокко был Калининград, очередная медаль чемпионата РСФСР. Виктора приглашали в военморы (так тогда называли спортсменов ЦСКА). НО он отказался.
Португальский «принц»
1969 м году на чемпионат Европы в Португалию он снова едет в составе сборной СССР. Матросом едет Николай Сергеев. Виктор пошил новые паруса из последнего куска импортного дакрона. Уникальными их делал экспериментальный покрой - радиальный. Теперь его много, где используют, но в 1969 м таких парусов еще не было. Лодка тоже своя - Mars 4. Но в аэропорту паруса таинственным образом исчезают, спортсмены перерыли весь аэропорт и багаж, но, странное дело, их и не нашли, даже в последствии.
Этот инцидент подпортил настрой, но Виктор никогда не унывал. Шел, правда, хуже возможного.
В тот злополучный день было много ветра, боролись. На нижней марке Виктор идет внутренним и имеет право на место у знака. Ближайшие соперники чуть по одаль. Виктор показывает, что крутит фордевинд, но условия погодные тяжёлые и яхта зарывается носом в воду у знака. Сзади накатывают конкуренты. Один из них пытается проскочить в небольшое пространство между яхтой Виктора и знаком. Но к тому моменту яхта Виктора выныривает из воды прямо в борт сопернику. Сквозная дыра в борту и яхта смельчака начинает тонуть. Раздаются крики «коммунисты! Коммунисты!» - на борту утонувшей лодки был какой-то европейский князь.
На разбор протеста, поданного на Виктора, приходит (тоже европейская) принцесса, она как оказалось, видела инцидент с катера, находящегося у знака. И по собственной инициативе стала свидетелем. Виктора оправдали. Яхта князя утонула безвозвратно.
Этот случай прославил Виктора на весь советский спорт, но сразу сделал «невыездным». Советские чиновники решили больше его никуда не пускать.
К тому же «Звезда» уже выходила из олимпийской программы, правда, как оказалось, не на долго.
Тренерская мысль. Яхт-клуб Труд
Многие гонщики со «Звездного» пересели на катамараны «Торнадо». 19 70 е начались новой вехой в строительстве яхт. Виктор построит три катамарана уже в яхт-клубе «Труд», там же продолжил эксперименты с кроем в пошиве парусов, начал тренерскую деятельность в детской секции. Много своих талантов приложил к детской школе: строил оптимисты для детей и шил им паруса. Вооружение детских яхт тогда не сильно отличалось разнообразием, а ему хотелось для своих лучших воспитанников самых быстрых яхт, конкурентных парусов. И в этом он преуспел.
Конструкторская мысль, пожалуй, то, чем Виктор сильно выделялся из плеяды талантливых яхтсменов того времени. Мальчишками пережившие войну, бедность и скудность материальной части, но умелые руки и пытливый мозг делали их изобретателями. В Ленинграде постоянным собеседником, и лучшим из оппонентов Виктора Скачкова был Владимир Васильев. Они постоянно строили, искали скорость, спорили и дружили. Писали друг другу письма, где обсуждали идеи, а потом апробировали их на воде, реализованные в свои яхтах. Виктор стоил лодки на Таллинской судоверфи, а Владимир на Ленинградской. Так и жили, соперничали и дружили.
Катамараны, для Виктора были скорее продолжением постоянного поиска скорости, приложением его конструкторского таланта. Гоняться на больших гонках он постепенно перестал, как и многие его конкуренты по «Звездному» классу, такие как Тимир Пинегин.
С головой ушел в тренерство и конструирование. На Олимпиаде 1980 года в Таллинне был судьей-мерителем в классе «Звездный».
После прихода директором яхт-клуба Смирнова, начали оттуда выживать яхтсменов и Виктор Андреевич ушел в Спартак.
Спартак 1986-87 – один сезон тренером проработал. Ушел из-за Валуева, директора. Не сошлись. Переходил туда с детьми, которых тренировал еще в Труде. Тут с тренерской деятельностью закончил.
Нептун – 87-89 зарабатывал себе на пенсию. 1,5 года провел там в рабочей должности.
АВРОРА – с 1989, перешел и стал опять шить паруса и экспериментировать с переделками яхт. Переставлял киль за ночь на крейсерской яхте и шел в гонку. Мог постоянно что-то искать. Мастерская в Авроре была завалена чертежами и проектами, парусами на ремонт и новыми, когда удавалось найти ткань. К Андреичу постоянно ходили яхтсмены просто за советом, поговорить, обсудить. Стал гоняться в крейсерских гонках, но уже не ради побед, а скорее проверить новые идеи на лодке. Бывало переделает: лодка отлично идет, ему говорят «ничего больше не делай, все прекрасно», а он ночью опять киль снимет, переставит и на следующий день яхта стоит. Сконструировал уникальную швейную машину, под себя. Шила вперед-назад, разными швами.
Прекрасно рисовал, чертил (все чертежи самостоятельно), проектировал, пел и играл на гитаре.
В качестве шутки на одном из соревнований родился гимн «Звездного» флота, который до сих пор помнят многие спортсмены и поют. Слова этой песни ленинградца Шапота, а музыка Скачкова.
Сейчас в яхт-клубе «Галс» открыта «Детская Парусная Мастерская им В.А. Скачкова», основной задачей которой является воспитание парусным спортом молодежи и детей.